Тайны древнего могущественного государства — это не только в фильмах про Индиану Джонса. Неутомимый Антон Зоркин отправился в Астраханскую область копать Самосдельское городище — предполагаемую столицу загадочного Хазарского каганата. Что он там накопал и при чем тут коза — читай ниже.
Стою под синим безоблачным небом, вокруг — суровый астраханский август: всего пара часов после рассвета, а солнце уже раскалило майку так, что можно, наверное, жарить на ней яичницу. Мы с фотографом Иваном набираем в лопаты рыхлую землю, кидаем в отвал. Рядом скребут поверхность студенты-историки. «Сейчас бы ледяного арбуза», — шепчу я Ивану. Он кивает двести два раза.
Ветер приносит нам звуки женского хора. В соседней яме, орудуя щеточками, девушки расчищают найденные объекты — и поют «Гагарин, я вас любила». Повсюду — словно ручки или блокноты в офисе — валяются кости животных, съеденных сотни лет назад. Нахожу желтоватый зуб овцы, показываю археологу («14-й век, вряд ли позже…»), с его разрешения кладу в карман. Не клад Приама, конечно, но семь веков и из овечьей челюсти сделают сувенир.
Это интересно
Водитель карьерного самосвала: осваиваем новую профессию
За козу ответишь
«Идет коза рогатая за малыми ребятами…» — стращала меня бабушка в детстве. Оказывается, это и было мое первое знакомство с одним таинственным древним народом. Историки почти уверены, что поначалу эта потешка-страшилка звучала так: «Идет хазар (козара) с рогатиной…» — ну и далее по тексту. В таком виде наше коллективное бессознательное сохранило память о Хазарском каганате — государстве, занимавшем в VII–X веках территории от нашего Кавказа до Северного Казахстана. Самые северные крепости хазар стоят в Воронежской и Белгородской областях — это не соседи даже, а предыдущие жильцы нашей страны, можно сказать.
Поговорка про козу — очевидно, отзвук набегов хазар на земли северных славян-вятичей (например, вятичи жили в нынешней Московской области). Кочевники, говорят, не брезговали работорговлей, а дети — отличный товар.
Хазары оставили много следов в наших летописях. Например, те из них, что исповедовали иудаизм, предлагали киевскому князю Владимиру последовать их примеру (помнишь знаменитую процедуру «испытания вер»?). Но князь только фыркнул: его папаша Святослав еще за 20 лет до этого разгромил каганат, и никакой иудаизм не помог. «А где земля ваша?» — спросил Владимир послов. Те только грустно кивнули и ушли, растворились в толще веков вместе со всем своим народом. Строго говоря, до сих пор даже не известно точно, где находится последняя столица каганата — Итиль.
Главные инструменты современных археологов — совок, щетки, кисточки и лопаты
Копали траншею и нашли древний город
Но мы ее найдем! Лагерь людей, которые извлекают из земли детали жизни древнего народа, выглядит так: несколько десятков палаток, деревянный стол под навесом, погреб в земле, костровище-яма, обложенная кирпичом. Дело происходит на Самосдельском городище в дельте Волги, в 43 километрах ниже по течению от Астрахани.
Походное жилище МН стоит под широким деревом в три обхвата у берега Волги. Небольшой клочок земли вокруг палатки заселен, как многоквартирный дом. Выглянешь из дома ночью и видишь, как пакет с мусором терзают трое свирепых ежей. Присядешь у воды — полюбуйся, от камышей стартует выдра, целеустремленная, как олимпиец, а из реки выпрыгивает огромная рыба. Выставил ботинки из палатки на ночь сушиться — утром найдешь в ней обрывок змеиной кожи. По приезде на раскопки я на секунду забрался в палатку. Снаружи раздалось хлопанье крыльев, по крыше замолотил дождь.
– Ваня, что это? Небо же чистое! — завопил я.
– Первый раз такое вижу. Стая птиц уселась на наше дерево, их сотни! Они думают, что здесь туалет. Не вылезай пока! — предупредил снаружи фотограф.
Распорядок дня здесь таков: подъем в четыре, к пяти уже на раскопе, работа до часу. В два обед, а в семь ужин. Просыпаемся от крика: «Завтра-ак!» Бредем в темноте к общему столу, натыкаясь на деревья и археологов. Черт, едва не наступил на ежа.
Встаем в длинную очередь за гречневой кашей. За деревянным столом пьет чай Эмма Зиливинская — старший научный сотрудник московского Института этнологии и антропологии РАН. Тут же стоит с кружкой Дмитрий Васильев — заведующий археологической лабораторией Астраханского университета. Иными словами, перед нами — ведущие российские специалисты по истории хазар, ну и руководители Самосдельской археологической экспедиции в двух лицах. Мы ковыряем ложкой кашу, а Дмитрий Викторович объясняет нам, что поиски Итиля — захватывающий детектив.
– О хазарах известно мало, письменных источников — раз-два и обчелся. На звание Итиля претендовали два городища в окрестностях Астрахани. Другая версия — что над ушедшим в землю Итилем стоит современный Волгоград.
Как часто бывает в археологии, все решил случай: в конце 1980-х рабочие с фермы у села Самосделка стали рыть противопожарные траншеи в степи. И тут наружу полезла какая-то керамика, кости животных и человека, какие-то изделия из металла, дерева. Рабочим все равно, а местный учитель Александр Пухов притащил фрагменты в Госдирекцию охраны памятников и культуры Астраханской области. Ученые повертели находки и поняли: сенсация. Осколки посуды, которые принес Пухов, относились к X–XII веку. Раскопки начались в 2000 году, и с того времени нашли также много хазарских артефактов VIII века. С каждым годом получаем все больше доказательств, что Итиль стоял именно здесь.
Кто такие хазары?
Предки хазар — тюрки, пришедшие откуда-то с Алтая или Семиречья. Но как единый народ хазары сформировались в равнинной части Дагестана, распространив затем свое влияние на обширнейшие территории: сейчас на землях каганата лежат Северный Кавказ, Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская, Астраханская, Воронежская и Белгородская области, Донбасс, часть Крыма и некоторые районы Северного Казахстана.
В 964 году киевский князь Святослав освободил последнее зависимое от хазар славянское племя вятичей, в следующем году захватил хазарский город Самкерц (нынешняя Тамань), а примерно в 968 году — разгромил Итиль. Этот момент считается концом независимого Хазарского государства. Потомками хазар считают себя некоторые представители караимов и крымчаков, а также ираноязычные горские евреи.
—
Источник