Дороги России: изучи 9 отличных автомаршрутов

Давно думаешь, что неплохо бы прокатиться по России на машине, но никак не можешь решиться? Давно пора расстаться со стереотипами. Да, наша страна далека от лидерства в строительстве качественных трасс, зато эти неказистые дороги порой могут привести тебя в настоящую сказку. Держи подборку интересных российских автомаршрутов.

1. Исследовать Урал


Длина маршрута: 281 км

Старт: Уфа

Финиш: Абзаково

Когда ехать: май — сентябрь и февраль — март

Уральские горы видно и с федеральной трассы М5. Но это скорее способ добраться из пункта А в пункт Б, чем настоящее путешествие. Интереснее выбрать дорогу поменьше, поближе к природе, да не такую загруженную. Например, из Уфы до Абзаково через Белорецк. Водители пугают друг друга ухабами, серпантинами и знаменитым поворотом на 180 градусов, который прозвали тещиным языком. И каждый непременно добавляет: «Зато виды какие!»

Хорошая идея — остановиться на полпути у горной реки Инзер, в доме отдыха или с палаткой. Наловить рыбы, посидеть у костра и перестать наконец нервничать из-за каждой мелочи. После Белорецка можно продолжить путь до горнолыжных курортов Банное и Абзаково: заснеженная дорога похожа на просторную галерею в ледяном дворце. Другой вариант — свернуть в сторону карстовой пещеры Шульган-Таш, знаменитой наскальными рисунками эпохи палеолита. Еще один способ продлить удовольствие — пуститься в объездной путь к селу Тюлюк, из которого совершают восхождения на гору Иремель.

2. Обогнать караван

Длина маршрута: от 571 км

Старт: Бийск или Новосибирск

Финиш: граница с Монголией

Когда ехать: июнь — сентябрь

От Бийска на юг, в Горный Алтай и до границы с Монголией, уносится Чуйский тракт. История главной алтайской дороги началась во времена Шелкового пути, когда через горы осторожно пробирались караваны с диковинками из дальних стран. О красоте Алтая тогда думали мало, гораздо сильнее волновали бомы — опасные узкие места на тропе. Первая колесная дорога появилась здесь лишь в начале XX века, а современный Чуйский тракт — еще позднее, в 1935-м.

Перед выездом изучите Музей Чуйского тракта в Бийске — для вдохновения. В районе 510 км трассы зарулите в питомник и познакомьтесь с беловежскими зубрами. Поднимитесь на высшую точку Чуйского тракта, Семинский перевал, и по-свойски подкрепитесь горячими чебуреками. На 728 км загляните в прошлое: на горе Адыр-Кан сохранились древние наскальные рисунки, а неподалеку стоит оленный камень с лицом воина. От села Акташ начинается боковая дорога на Телецкое озеро через зрелищный и пугающий перевал Кату-Ярык. Словом, впечатлений из поездки по Чуйскому тракту привезете никак не меньше, чем из каких-нибудь Баварских Альп.

3. Влюбиться в Ладогу

Длина маршрута: от 199 км

Старт: Олонец или Санкт-Петербург

Финиш: Сортавала

Когда ехать: май — октябрь, январь — март

В Карелии какую дорогу ни возьми — все как с картинки. Наша любимая — из Олонца в Сортавалу по берегу Ладожского озера. Бухты с песчаными пляжами на восточном побережье — наш ответ Турции и Таиланду. А самый зрелищный участок вьется вдоль шхер и фьордов северного берега. В районе Рауталахти дорога петляет прямо по краю залива. Лучшее, что можно сделать, — это выйти из машины и подниматься по склону, покуда хватит энтузиазма: с высоты Ладога еще чудеснее.

В сезон навигации логично продолжить путешествие на метеоре из Сортавалы до Валаама. Зимой туда ходит судно на воздушной подушке. Вернувшись из паломничества, отправляйтесь на затопленные мраморные карьеры Рускеалы, которые превратились в оборудованный горный парк. Среди бывших копей плавают на лодках, летают на троллее и погружаются с аквалангом — активные развлечения особенно радуют после дальней дороги.

4. Проникнуться романтикой гор

Длина маршрута: от 53 км

Старт: Алагир или Владикавказ

Финиш: Цей

Когда ехать: круглый год, кроме ноября

Физики и лирики из 60-х, серьезно увлекашиеся альпинизмом, до сих пор вздыхают о дороге, которая ведет в Цейское ущелье. Сегодня на месте легендарного альплагеря «Цей», воспетого Юрием Визбором, — горный курорт, где ждут не только суровых людей в касках и с ледорубами, но и просто любителей отдыха в горах. Дорога к «Цею» — сама по себе достопримечательность. Покинув Алагир, она стелется вдоль реки Ардон, а потом внезапно подскакивает в Цейское ущелье. За лобовым стеклом — зачарованный сосновый лес, и даже небо как будто становится ближе. Последний километр вы проедете без асфальта и окажетесь под облаками на высоте 2 тысячи метров.

К жутковатому Сказскому леднику можно добраться на канатке, а к Цейскому ведет экологичная тропа. Неподалеку от Верхнего Цея за каменным забором стоит сруб — важное осетинское святилище Реком. Тут поклоняются Уастырджи — покровителю всех мужчин, воинов и путников. Женщинам к Рекому приближаться нельзя, но чуть дальше по тропе находится женское святилище, куда нет пути мужчинам.

Аренда авто без фокусов

  • Пользуйся специальными приложениями и сайтами для проката авто, не забудь сравнить цены на аренду машины в аэропорту или в самом городе.
  • Не стоит думать, что выгоды от раннего бронирования не работают с прокатом авто. Если ты позаботишься о своем транспорте заранее, то сможешь арендовать машину по сниженной цене.
  • Внимательно прочитай договор, важным пунктом будет уровень бензина, с которым ты должен вернуть автомобиль. Стандартно — это полный бак, поэтому заранее найди ближайшую к прокату АЗС.
  • Внимательно ознакомься с условиями страховки, укажи каждый изъян, который ты найдешь, до оформления авто. Если же условия оплаты или страховки будут непонятны, не стесняйся попросить у компании контракт или Terms & Conditions.
  • Некоторые прокатные компании берут обязательный сбор за мойку при сдаче автомобиля. Другие – требуют вернуть машину чистой. Уточни этот момент, чтобы избежать лишних трат.

5. Найти легендарный путь через Кавказ

Длина маршрута: от 124 км

Старт: Черкесск, Ставрополь или Минеральные Воды

Финиш: Домбай

Когда ехать: круглый год, кроме ноября

Давным-давно через Клухорский перевал в Главном Кавказском хребте проходила караванная тропа. В начале XX века на ее месте построили дорогу, пригодную для машин. Она соединяла Черкесск и Сухум и имела все шансы снискать славу Военно-Грузинской. Не сложилось. В советские времена веселые туристы с гитарами и огромными рюкзаками еще могли быстренько попасть из высокогорного Домбая прямо к Черному морю. Сейчас сквозного проезда для машин нет, пеших тоже не пускают: как-никак государственная граница.

Впрочем, даже в укороченном виде — от Черкесска до Домбая — этот путь на редкость живописен. Крутые повороты, рокочущая река, густой лес на склонах — классическая горная дорога, по которой, несмотря на сложности, хочется ехать и ехать. Увы, на сам Клухорский перевал сейчас нельзя ни при каких условиях. Но, отдышавшись в Домбае, можно продлить знакомство с Военно-Сухумской дорогой до Форелевого озера. А если вы заранее оформили пропуск в погранзону, то и немного дальше.

6. Добраться до Тихого океана

Длина маршрута: от 323 км

Старт: Лидога или Хабаровск

Финиш: Ванино

Когда ехать: май-июнь и сентябрь-октябрь

Некоторые дороги особенно хороши, когда не до конца построены. Ехать тяжеловато — с этим не поспоришь. Зато будете тет-а-тет с дикой природой и почувствуете себя почти первопроходцем. Трассу из Лидоги до порта Ванино на Японском море начали строить в конце 90-х, соединяя старые лесовозные дороги, и официально еще не завершили. Кое-где лежит новый асфальт, но много старого, с выбоинами и ямами, часть трассы — грунтовая. На путешествие стоит отважиться хотя бы из-за необыкновенно красивого хребта Сихотэ-Алинь, который предстоит пересечь.

Первую часть пути — из Хабаровска до Лидоги — едешь по обычной дороге. Потом она начинает петлять по холмам и поднимается все выше, открывая отличные виды с перевалов. Между Лидогой и Ванино нет деревень и заправок, не работает телефон, только одно кафе — так что подготовиться к 6-часовой дороге надо основательно. Зато когда наконец спускаешься к Тихому океану, остается чувство, что это был сон, а не реальная дорога на Дальнем Востоке России.

7. Отдохнуть на водах

Длина маршрута: от 218 км

Старт: Култук или Иркутск

Финиш: граница с Монголией

Когда ехать: круглый год, кроме дождливого межсезонья

Оказавшись на Байкале, хоть одним глазком взгляните на Тункинский тракт, идущий от озера до монгольской границы. Все здесь хорошо: и прозрачные воды реки Иркут, и деревни с некрашеными деревянными домами и идиллические луга, по которым, позвякивая колокольчикам, бродят коровы, и горы вокруг райской Тункинской долины. Ко всей этой красоте ведет отличная и почти пустая дорога — редкое сочетание для нашей страны.

Главная достопримечательность Тункинской долины — курорт Аршан, куда приезжают подлечиться минеральными водами, а заодно побродить по горным тропам и покормить с руки бурундуков. В поселке Кырен загляните в дацан Тушита, старейший в Бурятии. В селе Хойто-Гол вам покажут, из чего веками складывался быт бурятского народа. Для пущего антуража местный историко-краеведческий музей расположился прямо в деревянной восьмистенной юрте. А с пропуском  можно подъехать к подножию красавицы Мунку-Сардык — самой высокой вершины Саян.

8. Пройти испытание «Колымой»

Длина маршрута: 2032 км

Старт: Якутск

Финиш: Магадан

Когда ехать: середина июня — сентябрь

К автодороге «Колыма» нельзя относиться равнодушно. Особенно если накануне перечитать «Колымские рассказы» Шаламова. Памятники погибшим и остатки бараков среди аскетичных пейзажей не дают забыть, что эта дорога построена на костях. Несмотря на страшное прошлое, Колымская трасса не отталкивает, а, наоборот, манит своей настоящестью и суровой красотой.

Вгрызаться в вечную мерзлоту кайлами и кирками начинали со стороны Магадана. Оттуда сейчас идет участок асфальтовой дороги — микроскопический, если сравнить с бессчетными километрами пылящей грунтовки. Осенью и весной по прямой не проедешь, потому что маловато мостов. Летом из-под колес поднимается густая черная пыль. Зимой дорога покрыта льдом, а за бортом — страшный холод. Заправок мало, кафешек — тоже, телефон ловит лишь изредка. И все равно сюда едут: и на своих машинах, и автостопом. А потом взахлеб рассказывают друзьям, что более впечатляющее место трудно отыскать.

9. Подкатить к вулкану на Камчатке

Длина маршрута: 740 км

Старт: Петропавловск-Камчатский

Финиш: Усть-Камчатск

Когда ехать: вторая половина июля — первая половина сентября

Оказавшись на краю земли, вы вряд ли обойдете «дорогу жизни», соединяющую Петропавловск-Камчатский и Усть-Камчатск. Как ковер-самолет, она доставляет в другой мир — тот, где правит величественная природа. Причем правит в прямом смысле: смыло часть дороги — и ее закрывают неизвестно на сколько. Зато если повезет с погодой, будете смотреть вокруг большими глазами: и на вулканы, которые поначалу кажутся миражом, и на густой лес, и на озера, в которых отражаются сопки.

Ехать лучше не торопясь, ублажая тело и дух в многочисленных горячих источниках. Фотографы, держите под рукой телеобъектив: прямо на дороге есть шанс увидеть зайца, лису, лося и даже медведя. Для отдыха в семейном формате подходит поселок Эссо — «камчатская Швейцария» с живописным озером Икар. Мекка любителей активного отдыха — вулканы, для подъезда к которым пересаживаются на «вахтовки». Впрочем, любой, кто решается махнуть на Камчатку, знает железное правило: чем проходимее машина — тем лучше.


Источник

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *